вакуумный транзистор
Есть вопросы ? Напишите нам.
Вакуумный транзистор или триод, как его именовали в начале прошлого века, изобретён в 1906 году талантливым американским инженером Ли-де Форестом, сумевшим получить в общей сложности 300 патентов. Это устройство стало первым усилителем электрических сигналов. В результате технологической революции вакуумные лампы были практически полностью вытеснены из сферы производства телевизоров, усилителей, радиоприёмников. Им на смену пришли, к примеру, малогабаритные транзисторы d1555 (система горизонтальной развертки), благодаря которым размеры устройств снизились на порядки.
Компьютер 1946 года, в составе которого использовалось 17,5 тысячи электронных ламп, имел массу 27 т, «кушал» 150 кВт и размещался на площади 200 кв. м. А современные компьютеры на smd-транзисторах и микросхемах имеют размеры небольшого чемодана и расходуют электричество предельно экономно.
Однако нельзя сказать, что вакуумные транзисторы давно отжили своё, поскольку их и сегодня в достаточно больших объёмах производят и используют в составе серьёзной электронной аппаратуры:
- Выходные каскады мощного радиопередающего оборудования, где требуется работа с высокочастотными сигналами порядка гигагерц, а размеры аппаратуры жёстко не ограничены.
- Аудиоусилители класса Hi-Fi.
- Винтажная коллекционная электроника – телевизоры и радиоприёмники середины прошлого века.
Звуковоспроизведение
Существует несколько специализированных интернет-магазинов, в которых можно купить любую радиолампу в оригинальной упаковке. Учитывая достаточно высокий спрос, некоторые фирмы наладили заводское производство по архаичным технологиям наиболее популярных радиоламп, обладающих идентичными с прототипами 50-х годов техническими характеристиками:
- сегодня в среде филофонистов очень модно выставлять лампы в составе звуковых усилителей напоказ;
- вакуумные транзисторы, по мнению многих, создают особое «тёплое ламповое звучание»;
- их внешний вид формирует необычную ауру, дополняющую впечатление от музыки.
Создатели любительских конструкций высококачественных аудиоусилителей вполне могут купить транзистор irfp064n и спрятать его внутри корпуса, а лампы намеренно расположить поверх верхней панели, подчёркивая тем самым, что аппаратура принадлежит к классу Hi-End (эксклюзивное «элитное» оборудование»). Хотя использование морально устаревших электронных компонентов экономически неоправданно, здесь деньги считать не привыкли, покупая для своих усилителей провода за $7 тыс., разъёмы с золотыми штырями, подставки для кабелей из чёрного дерева и другие девайсы для аудиофилов, призванные подчеркнуть особый статус звуковоспроизводящей системы.
Создатели аудиоусилителей Hi-Fi класса подбирают электронные компоненты не по характеристикам, а скорее по винтажности, гоняясь за древними резисторами, конденсаторами, диодами. Любая лаборатория с помощью точных измерительных приборов опровергнет теорию превосходства лампового звука, но филофонистов это не переубедит. Субъективный фактор в данном случае оказывается сильнее любых фактов, основанных на инструментальных замерах.
Второе дыхание «вакуума»
Новость дня: полупроводники с вакуумным каналом в состоянии работать на порядок быстрее транзистора irfp064n. К концу прошлого столетия электронные лампы можно было обнаружить лишь в некоторых устройствах специального назначения, а в наши дни они остались лишь в составе коллекционных радиоприёмников, гитарных усилителей и аудиоаппаратуры для филофонистов. Из других ниш радиолампы практически вытеснены. Однако вакуумная технология, похоже, получила мощный импульс к развитию. Создано устройство с катодной решёткой, излучающей частицы с отрицательным зарядом. Внутри корпуса транзистора создаётся вакуум. Преодолев расстояние в 1 мм, электроны оказываются на металлическом аноде.